Туризм в Берлине: двадцать лет после падения Стены
«Убирайтесь восвояси, горлопаны!» - гласит «дружелюбный» плакат в восточном районе Фридрихшайн. «Берлин вас не любит»,- настойчиво утверждают постеры на светофорах в соседнем Крейцберге. Пассаж в одном из столичных районов, известных своими модными барами, уже несколько месяцев украшен наспех составленным объявлением в окне: «Извините, стилягам из США вход запрещен». «Мы стали свидетелями того, как людям досталось за то, что они были похожи на туристов и имели небрежный вид»,- рассказывает Дейвид Шустер, активист местных левых, запустивших кампанию в поддержку туристов. «Жители Берлина внушили себе, что туристы очень шумно гуляют и «выливаются» на улицы, но горожане и сами ведут себя подобным образом, ошибочно полагая, что имеют на это эксклюзивное право».
Занимающий сегодня третье (после самых привлекательных Лондона и Парижа) место по въездному турпотоку, Берлин вряд ли может позволить себе встать в позу и прогнать туристов. В прошлом году валовой доход от туризма составил 10.3 млрд. евро, что приближается к 10%-ной доле в столичном бюджете. Об этом свидетельствует новейшее исследование, проведенное по заказу Мэрии Берлина. Столько не могут обеспечить ни недвижимость, ни производство товаров народного потребления – еще два крупнейших и постоянно растущих сегмента работающей без устали берлинской экономики. К 2013 году в Берлине должны открыться девять новых отелей.
Правда, летом на инвесторов, принимавших участие в деловом симпозиуме, напали около сотни демонстрантов. В это же самое время какие-то вандалы из числа противников экологических преобразований напали на недавно открытый «натуральный («зеленый») отель». «Протестанты выступают от лица весьма незначительного меньшинства»,- уверен Бурхардт Кикер, возглавляющий крупнейшее в Берлине туристическое агентство «VisitBerlin». «Берлин возвращается в когорту мировых столиц. Мы становимся направлением массового туризма. И среднестатистический житель Берлина ничего, кроме уважения, от туристов по отношению к себе не испытывает»,- говорит Кикер. У Парижа и Лондона сотни лет ушло на то, чтобы свыкнуться с огромной туристической популяцией. А мы в этом контексте существуем всего 20 лет»,- объясняет он, имея в виду как точку отсчета 1991 год и падение Берлинской стены, давшее начало объединению Германии, возвращению Берлину статуса государственной столицы и блистательным проектам, возродившим город в облике привлекательного туристического направления.