Для вывоза застрявших пассажиров Росавиация хочет создать «резервный фонд»

16.08.2012

Впрочем, из слов главы Росавиации неясно, предлагает ли он создать отдельный авиационный фонд, либо использовать для этих целей средства фонда союза туроператоров, создаваемого в рамках новой редакции Закона о туризме.

«Действительно, никто не застрахован от повторения ситуации. И мы предлагаем использовать опыт других государств, который себя очень хорошо показал. Надо создавать страховой резерв. Например, авиапассажир, покупая билет, дополнительно платит небольшую сумму, страховку. Но это не страховой фонд, который будет отвлекать средства на другие цели. Резервы создают туробъединения для случаев, если наступают форс-мажорные обстоятельства. Деньги из этого резерва передаются авиационным властям, чтобы они зафрахтовали дополнительные воздушные суда. Пассажиру же это обойдется в дополнительные 30-60 рублей в цене билета», - сообщил Александр Нерадько.

Глава Росавиации также отметил, что они готовы рассмотреть вопрос и с туроператорами, и с другими профильными министерствами, ведомствами, на какой площадке создавать страховой резерв. «Тут может работать механизм не только для туроператоров, но и для любого гражданина, который покупает авиабилет», - подчеркнул он.

При этом Александр Нерадько не прогнозирует каких-либо банкротств в обозримом времени среди российских перевозчиков, а вот за иностранные компании поручиться не может. «У нас бюджетных перевозчиков уже не осталось, они обанкротились раньше. Поэтому сейчас финансовое состояние наших перевозчиков стабильное. Идет рост объемов перевозок. Происходит дальнейшая концентрация авиабизнеса в ведущих авиакомпаниях. Среди первых 15 авиакомпаний наблюдается концентрация роста перевозок. Если в прошлом году было 79 процентов перевозок выполнено ими, то в этом году уже 87 процентов», - заметил собеседник.

Впрочем, идея с резервным фондом кажется экспертам довольно сырой, а значит – не очень неэффективной. «Эффективность такого фонда зависит от того, как предполагается использовать его ресурсы. Ведь в последнее время наиболее громкие банкротства были связаны вовсе не с российскими авиакомпаниями, а с иностранными. Поэтому создание такого фонда российскими авиакомпаниями не решит проблему пассажиров, застрявших по вине иностранцев. Возможно, больший смысл имело бы введение добровольного страхования пассажиром авиабилета при его покупке», - сообщил Александр Морозов, независимый эксперт авиаброкерского бизнеса. При этом собеседник согласен, что на российской территории значительно сократилось количество проблемных авиакомпаний, а качественный уровень оставшихся перевозчиков улучшился. «Проблемные авиакомпании ушли с нашего рынка, поэтому страхование или создание фонда необходимо, прежде всего, направить на зарубежный рынок перевозки. Тем более, что в Европе финансовый кризис лишь усиливается, и вряд ли банкротство Wind Jet будет последним», - пояснил эксперт.

«Инициатива сама по себе понятна, но решать ее можно только в сложившемся нормативно-правовом обеспечении, а не вырывать из контекста какие-то действия по ситуации. Допустим, в аналог нашего страховочного фонда в Великобритании взносы вносят как туроператоры, так и авиакомпании», - прокомментировал ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Однако решение переложить часть наполнения фонда непосредственно на туристов вызывает у эксперта недоумение. «Почему пассажир должен платить за риск банкротства авиакомпании? Может быть, это авиакомпания должна страховать свои риски, если она выходит на чужой рынок, например на российский?» - взвесил собеседник.

вернуться к списку новостей